25 ноября (12 нояб.ст.ст) Нил Синайский

12 ноября по ст.ст. Память преподобного Нила Синайского, также известного как Нил Постник.

0_17699f_8219f2e8_l

Уроженец Константинополя (5 век) он, получив прекрасное образование, еще молодым человеком был назначен на важный пост префекта столицы. К этому времени Нил был женат и имел двух детей. Блеск придворной жизни тяготил супругов. Огромное влияние на их жизнь и их стремления оказывал святой Иоанн Златоуст. Супруги решили расстаться и посвятить себя иноческой жизни. Жена Нила с дочерью удалилась в один из женских монастырей в Египет, а преподобный Нил с сыном Феодулом ушли на Синай, где поселились в выкопанной своими руками пещере, они не ели хлеба, но пищей их были дикие горькие травы. Сорок лет служила эта пещера жилищем преподобному Нилу. Постом, молитвой, трудами стяжал святой высокое духовное совершенство. Нил Синайский является автором многих аскетических сочинений и писем. Он явился продолжателем традиции святых, подвизавшихся подвигом такого поста, при котором исключались не только мясо, вино, но и хлеб. Многие христианские святые питались без хлеба, только на травах, зелени, овощах и фруктах. У прп. Нила же находим и письменное указание на это.

Постись, воздерживаясь не только от хлеба, вина, мяса и других каких-либо снедей и питий, но гораздо более от помыслов, от слышания и разговора о чем-либо худом и вредном. (Письма на разные темы. К монаху Орсисию.)

И это не удивительно, ведь первое упоминание о хлебе появляется в Писании только после грехопадения. Он не имеет ничего общего с образом питания первозданного человека в его безгрешном состоянии, в том состоянии, к которому человека снова возвращает Спаситель. Христос воскреснув из мертвых, воставил падшего Адама, а значит человек может уже в этой жизни вернуться в первозданное состояния совершенства и к образу райского питания. Святой Нил пишет: Первый человек «употреблял пищу, приготовленную для него самой природой». А грехопадение, как понимает его преп. Нил, удалило человека от прежнего непосредственного общения с Богом, извратило его чистое и совершенное естество и лишило его того нравственного совершенства, которым он обладал дотоле. Непослушание первого человека послужило, в конечном итоге, причиной того, что «одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть». С появлением смерти была, таким образом, нарушена гармония, существовавшая ранее между телом и душой. Как следствие грехопадения пошатнулась и царственная власть человека над природой. Для приобретения себе пищи человек был вынужден

«взять в руки лопату, серп и плуг и распахивать ту землю, которая незадолго до того сама производила для человека все потребное».

Повинуясь изреченному Богом наказанию: «в поте лица твоего будешь есть хлеб», человек начал

«сеять, поливать, жать, переносить снопы, молотить, веять, молоть, смешивать муку с водой, печь на огне… и тем самым получать хлеб со скорбью».

Да и живая природа, некогда покорявшаяся и служившая человеку как своему господину, вышла из прежнего подчиненного положения. Более того, человек сам «начал бояться ярости зверей, яда пресмыкающихся, нападения сильных животных… За непослушание Богу он лишился всего того, чем обладал благодаря послушанию». Сходные мысли имеются и у других святых отцов. Так, например, преп. Антоний Великий говорит: «Наша духовная природа с высоты славы и достоинства ниспала в бездну позора и унижения». Преп. Макарий Великий, указывая на большую утрату, которую потерпел человек вследствие своего падения, говорит: «Адам принял в себя закваску пакостных страстей, которая пропитала весь род ветхого Адама». (Жизнь, богословские труды и нравственно-аскетическое учение прп. Нила Синайского. Фрадински Викентий Флориянович)

Нил Постник дает нам письменное потверждение так называемого «сухоядения», считающегося высшей мерой поста в современном православии — питание без чего-либо приготовленного на огне, только пищей, которую дает нам Сам Бог, т.е. сырой пищей. Многие святые придерживались именно такого питания, что подчеркивается в их житиях.

0_17699e_a55b86d6_L.jpg
Преподобный Нил Постник, фреска церкви Св. Георгия в Старо Нагоричино

 

 

 

Оставьте комментарий